Главная » Статьи » Родительская энциклопедия » Заметки логопеда

Приёмы речевого развития

   1. Разговор с самим  собой. Когда малыш находится недалеко от вас,начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете.Говорить нужно медленно и отчетливо, короткими простымипредложениями, доступными восприятию малыша.
Например: «Где чашка? Я вижу чашку. В чашке молоко. Таня пьетмолоко».
   2. Параллельный разговор.  Вы описываете все действия ребенка:что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот прием, вы как быподсказываете малышу слова, выражающие его опыт.

 3.  Провокация,  или искусственное понимание ребенка.  Этотприем состоит в том, что взрослый не спешит проявить своюпонятливость и временно становится «глухим» и «глупым».  Например,если малыш, показывая на полку с игрушками, просительно смотрит навас, дайте ему не ту игрушку, какую он хочет. Конечно же, он будетвозмущен, но охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуясебя намного сообразительнее взрослого.

   4. Распространение.  Продолжайте и дополняйте все высказанное малышом, но не принуждайте его к повторению — вполне достаточно того, что он вас слышит. Например, он говорит: «Суп», — вы же продолжаете: «Овощной суп очень вкусный «Суп едят ложкой». Этим приемом вы постепенно подводите ребенка к тому, что бы он овладевал более сложными языковыми формами, учился заканчивать свою мысль.

 5. Приговоры. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместно деятельности с малышами доставляет им огромную радость, способствует непроизвольному обучению, умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм постепенно проникать в ее смысл.

  6. Выбор. Предоставляйте ребенку возможность выбора. Уже к двум годам он вполне может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставляете взрослыми: «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?», «Тебе целое яблок или половинку?».

  7. Продуктивные виды деятельности. Для многих своих мыслей и предложений ребенок не находит подходящих слов и выражает их другими способами — через рисование, лепку, аппликацию, конструирование. В этих видах деятельности развиваются не только лингвистические способности ребенка, но и сенсорные, имеющие особое значение в формировании мыслительной деятельности. Мысль человека становится более определенной, понятной, если она записывается. Ребенок же фиксирует свои мысли с помощью зарисовки. Известный психолог Л. С. Выготский называл детское рисование «графической речью», и ваша задача — облечь мысль ребенка в слово. Старайтесь любой рисунок малыша превратить в интересный рассказ, а рассказ - в рисунок, который можно неоднократно «прочитывать» и дополнять. Когда рассказов и рисунков наберется достаточное количество, можно сшить их в книжку и «читать» своим друзьям. Ребенок, понимающий, что он говорит, соединяющий с произносимым словом отчетливое представление, надежно овладевает родным языком.

    8. Музыкальные игры. Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка труд­но переоценить. Малыши с удовольствием двигаются под музыку, подпевают, играют на шумовых музыкальных инструментах. Поощряйте их в этом. Сначала ребенок про­говаривает только окончания или последние слова песенных строк. Не переживай­те — вскоре он начнет пропевать небольшие песенки целиком, искажая, возможно, некоторые слова. Пойте и вы с ним, но, в отличие от него, пойте ее правильно.

   9. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Случайно ли это? В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются
изолированные движения пальцев, — говорящие дети... До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся. Тренировать пальцы рук можно уже с 6-месячного возраста. Простейший метод — массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к за­пястью. Можно использовать и простейшие упражнения: брать каждый пальчик ребенка по отдельности, сгибать и разгибать его. Делать так надо 2—3 минуты ежедневно.
Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.

Категория: Заметки логопеда | Добавил: Ромашка (08.10.2014)
Просмотров: 443 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]