3. Образовательный процесс 

3.1. Содержание образовательного процесса в МБДОУ определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой МБДОУ самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

3.2. Обучение и воспитание в МБДОУ ведется на русском языке.

3.3. МБДОУ самостоятельно в выборе форм, методов и средств обучения и воспитания в пределах, определяемых Законом Российской Федерации «Об образовании».

3.4. МБДОУ самостоятельно в выборе основной общеобразовательной программы дошкольного образования из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, а также разработке собственных (авторских) программ в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.

3.5. Общеобразовательная программа должна обеспечивать целостность воспитательно - образовательного процесса, предусматривающего всестороннее развитие ребенка, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. Общеобразовательная программа реализуются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

3.6. В начале и конце учебного года в группах проводится психолого - педагогическая диагностика.

3.7. Образовательный процесс включает гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно - ориентированное, творческое развитие ребенка.

3.8. Организация воспитательно-образовательной работы предусматривает обеспечение развития различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов, потребностей самих детей.

3.9. Приоритетными направлениями в деятельности МБДОУ являются:

- обеспечение здоровья и физического развития детей дошкольного возраста;

- познавательно-речевое направление;

- художественно-эстетическое развитие.

3.10. МБДОУ устанавливает последовательность, продолжительность деятельности детей, сбалансированность видов деятельности, исходя из условий МБДОУ, содержания общеобразовательных программ дошкольного образования (основных), и дополнительных разной направленности.

3.11. Время необходимое для реализации основной общеобразовательной программы (далее - программа), составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а так же вида группы, в которой Программа реализуется.

Объем обязательной части программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса – не более 20 % общего объема программы.

Общий объем обязательной части программы рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:

-         образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

-         образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

-         самостоятельную деятельность детей;

-         взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной Программы дошкольного образования.

Общий объем обязательной части программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, реализуется в группах компенсирующей направленности, рассчитывается с учетом направленности программы, в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:

-         образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов  детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) с  квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

-         образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов;

-         самостоятельную деятельность детей;

-         взаимодействие с семьями детей по реализации программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

3.11.1. Режим дня соответствует возрастным особенностям детей и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5-6 часов.

Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4-4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину - до обеда и во вторую половину - после дневного сна или перед уходом детей домой.

Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12-12,5 часов, из которых 2,0-2,5 отводится дневному сну. Для детей от 1 года до 1,5 лет дневной сон организуют дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3,5 часов. Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов.

Самостоятельная деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.

Администрация ДОУ несет ответственность за соответствие программ и технологий обучения и воспитания, методов и организации учебно-воспитательного процесса возрастным и психофизиологическим возможностям детей.

3.11.2. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) – 2 часа 45 мин., в средней группе (дети пятого года жизни) – 4 часа, в старшей группе (дети шестого года жизни) – 6 часов 15 мин., в подготовительной группе (дети седьмого года жизни) – 8 часов 30 минут. 

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 4-го года жизни – не более 15минут, для детей 5-го года жизни – не более 20 мин., для детей 6-го года жизни – не более 25 мин., для детей 7-го года жизни – не более 30 мин. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 мин.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Её продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку.

Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т.п.) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. Их проводят:

- для детей 4 года жизни - не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут;

- для детей 5 года жизни - не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

- для детей 6 года жизни - не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

- для детей 7 года жизни - не чаще 3 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут.

Образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должна занимать не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность.

Наполняемость групп, длительность непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию зависит от возраста детей и устанавливается согласно СанПиН.

С детьми второго и третьего года жизни непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию осуществляют по подгруппам воспитатели 2-3 раза в неделю. С детьми второго года жизни ее проводят в групповом помещении, с детьми третьего года жизни – в групповом помещении или физкультурном зале.

Непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию детей в возрасте от 3 до 7 лет организуют не менее 3 раз в неделю. Её длительность зависит от возраста детей и составляет:

-         в младшей группе – 15 мин;

-         в средней группе – 20 мин;

-         в старшей группе – 25 мин;

-         в подготовительной группе – 30 мин.

Один раз в неделю для детей 5-7 лет круглогодично организовывается непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию детей на открытом воздухе, проводится при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.

В теплое время года при благоприятных условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию максимально организуется на открытом воздухе.

Общественно-полезный труд детей старшей и подготовительной групп проводится в форме самообслуживания, элементарного хозяйственно-бытового труда и труда на природе (сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям). Его продолжительность не должна быть больше 20 минут в день.

3.12. Оздоровительная работа в МБДОУ осуществляется на основе данных состояния здоровья, назначений и рекомендаций врача – педиатра, специалистов ПМПК, уровня психофизического, моторного развития детей и с учетом индивидуальных личностных особенностей каждого ребенка.

3.13. Для осуществления непосредственно образовательной деятельности МБДОУ разрабатывает и утверждает годовой план работы.

3.14. В МБДОУ осуществляется дополнительное образование детей.

3.15. Направления дополнительного образования определяются с учетом потребностей семьи, а так же условиями МБДОУ (наличие материально-технической базы, кадров).

3.16. Содержание дополнительного образования определяется типовыми программами (примерными), рекомендованными Министерством образования Российской Федерации; утвержденными модифицированными и авторскими программами.

3.17. Непосредственно образовательная деятельность в рамках дополнительного образования осуществляется через студийно – кружковую деятельность.

3.18. В соответствии со своими уставными целями и задачами МБДОУ вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям (далее - Потребители) платные услуги, в том числе платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими общеобразовательными программами и федеральными государственными образовательными требованиями, определяющими его статус, с учетом потребностей семьи на основе договора с родителями (законными представителями).

3.19. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках образовательной деятельности, финансируемой Учредителем.

3.20. Платные услуги оказываются в соответствии с перечнем, прейскурантом цен и тарифов на оказание платных услуг размещаемых в удобном для обозрения месте.

3.20.1. МБДОУ создает условия для оказания платных услуг, гарантирующие охрану жизни и безопасности здоровья воспитанников.

3.20.2. МБДОУ до заключения договора с Потребителем представляет ему достоверную информацию об оказываемых платных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

3.21. Перечень оказываемых МБДОУ дополнительных платных образовательных услуг:

3.21.1. Физкультурно-оздоровительные: обучение элементам баскетбола, ходьбе на лыжах, хоккею, художественной гимнастике, ритмике;

3.21.2. Развивающие: художественно-эстетические студии по обучению игре на музыкальных инструментах, вокалу, танцам, живописи, графике, народно-прикладному искусству, креативному моделированию, театральная студия; познавательные кружки по логоритмике, обучению иностранным языкам; коррекция речевого развития и психических нарушений для детей не посещающих МБДОУ.

3.21.3. Организационные:

- организация групп предшкольной подготовки и групп по адаптации детей к условиям МБДОУ.

3.22. Доход от оказания платных услуг используется МБДОУ в соответствии с уставными целями.

3.23. Потребители, пользующиеся платными услугами, вправе требовать предоставления услуг надлежащего качества, сведений о наличии лицензии и о расчете стоимости оказанной услуги.

3.24. МБДОУ вправе осуществлять иные виды деятельности, приносящей доход, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано. К таким видам деятельности относится:

 3.24.1. Организационные услуги:

- организация групп присмотра и ухода за детьми вне рабочего времени МБДОУ;

- организация досуговой деятельности детей: театрально-зрелищные, культурно-массовые, развлекательные мероприятия;

- организация работы консультативного пункта по коррекции речи, психических нарушений детей- логопатов;

- организация круглосуточного, вечернего, воскресного пребывания детей.

3.24.2. Медицинские услуги:

- массаж;

- физиопроцедуры;

- инъекции;

- группы по коррекции опорно-двигательного аппарата;

- укрепление и коррекция здоровья детей;

- коррекция опорно-двигательного аппарата;

- консультационные услуги психиатра и педиатра.

3.24.3. Услуги на дому (гувернантская служба):

- присмотр за ребенком в вечернее и ночное время;

- сопровождение ребенка по указанным родителями адресу и цели.

3.24.4. Услуги для родителей (законных представителей):

-           психологические тренинги;

-           клубы по интересам;

-           организация работы консультативного пункта по коррекции речи, психических нарушений детей- логопатов;

-           прокат и реализация собственной авторской книжной продукции, учебно-дидактических пособий, связанных с образовательным процессом  (родителям и сторонним потребителям);

-           организация и подготовка семинаров.

3.24.5. Услуги специалистам других образовательных учреждений;

-           организация семинаров на базе Учреждения, выездных семинаров;

-           организация консультаций специалистами Учреждения, в том числе выездных.

3.25. Порядок и условия предоставления платных услуг:

3.25.1. Требования к оказанию платных услуг, в том числе к содержанию дополнительных образовательных программ, специальных курсов определяются по соглашению сторон, на договорной основе.

3.25.2. МБДОУ обязано обеспечить оказание платных услуг в полном объеме в соответствии с условиями договора об оказании платных услуг.

3.25.3. Договор об оказании платных услуг заключается в письменной форме. Содержит следующие сведения: наименование МБДОУ и место нахождения (юридический адрес), фамилию, имя, отчество, телефон и адрес потребителя, сроки оказания платных услуг, уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, перечень (виды) образовательных услуг, их стоимость и порядок оплаты. Другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых образовательных услуг, должность, фамилию, имя, отчество лица, подписывающего договор от имени МБДОУ, его подпись, а также подпись потребителя.

Договор составляется в двух экземплярах, один из которых находится в МБДОУ, другой у потребителя.

3.25.4. Для оказания платных услуг МБДОУ:

- при необходимости получает лицензию на виды деятельности, которые будут организованы в виде платных услуг;

- создает условия для оказания платных услуг в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами;

- соблюдает утвержденный учебный план, годовой календарный учебный план;

- обеспечивает кадровый состав;

- составляет смету доходов и расходов на предоставление платных услуг;

- определяет организацию работы, ответственных лиц путем оформления приказа заведующего МБДОУ об организации платных услуг.

3.25.5. Потребитель обязан оплатить оказываемые платные услуги в порядке и в сроки, указанные в договоре.