Сегодня  состоялись II Городские педагогические чтения. Они проводились в соответствии с планом работы Управления образования. Местом проведения II Городских педагогических чтений стала МБОУ СОШ №4.  

Наше дошкольное учреждение представляли три педагога: Евгения Алексеевна Ющенко (воспитатель), Ольга Владимировна Рожкова (педагог-психолог) и Лариса Вениаминовна Куминова (музыкальный руководитель).

Евгения Алексеевна Ющенко выступила в секции воспитателей ДОУ. Тема её доклада "Гуманистическая направленность педагогической концепции Жан Жака Руссо  в современном контексте воспитания"

Определяющим принципом гуманистической направленности системы воспитания Руссо является принцип свободного и естественного воспитания. В центре концепции Руссо – личность ребенка. Для него природа ребенка священна и уникальна, а воспитатель должен стремиться к тому, чтобы ребенок сохранял как можно дольше свой неповторимый, природный вид. Великий гуманист выступал за превращение воспитания в активный, исполненный оптимизма процесс, когда ребенок живет в радости, самостоятельно осязая, слушая, наблюдая мир, духовно обогащаясь, удовлетворяя жажду познания.

Составной частью педагогической концепции Руссо является практико-ориентированная дидактическая система обучения, цель которой – обеспечить активное познавательное начало личности ребенка. В современных педагогических теориях по данному вопросу высказываются взгляды, близкие к позиции Ж.-Ж. Руссо. Роль педагога состоит в организации условий для индивидуальной самостоятельной деятельности воспитанника. Тем самым Руссо близко подошел к понятию проблемно-поискового обучения и явился одним из представителей эпохи Просвещения, который предвосхитил идеи деятельностного подхода в педагогике.

Значительную роль в воспитании Руссо отводил личности педагога, акцентируя внимание на установлении демократического стиля общения, на гуманизации отношений между педагогом и ребенком, построенном на взаимном доверии, уважении, диалоге. Это положение составляет основу современной парадигмы воспитания.

Педагогическое наследие Руссо представляет значительный вклад в развитие гуманистической педагогической мысли, а его «свободное и естественное воспитание» определяет стержневую сущность гуманистической направленности педагогической концепции и предвосхищает ведущие тенденции развития мировой педагогики и современных теорий воспитания.

Ольга Владимировна Рожкова выступила в секции педагогов-психологов. Тема её доклада " Психолого-педагогические аспекты в системе М.Монтессори"

Уже более ста лет существует педагогическая система, отвечающая основным требованиям сегодняшнего дня – это педагогическая система Марии Монтессори. Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на развивающегося человека.

Основная идея системы Марии Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка. Система Монтессори предлагает свой целостный и логичный путь воспитания, который коротко можно передать одной емкой фразой: "Свободная работа ребенка в специально подготовленной среде". Теория Марии Монтессори построена на идее детского впитывающего сознания. С самого рождения ребёнок, как губка, вбирает в себя всё, что видит вокруг. Ребёнок строит себя сам, а задача взрослых - снабжать его "стройматериалами".

Главный принцип Монтессори-групп – «помоги мне сделать это самому», т.е. инициатива к любому действию должна исходить от ребенка, а учитель только помогает и направляет малыша. Вывод, сделанный Марией Монтессори, актуален и по сей день: "Чтобы воспитывать ребенка, - надо его знать, чтобы его знать, - надо за ним наблюдать, а чтобы за ним наблюдать, - надо дать ему свободу".

Вера в ребенка – краеугольный камень педагогики М. Монтессори, наиболее полное выражение ее гуманистических устремлений. Она сумела разрабо­тать до мельчайших нюансов метод, обеспе­чивающий максимальное развитие детской активности. Именно этим, прежде всего и объ­ясняется феномен жизненности педагогики М. Монтессори, ее успех и популярность на протяжении многих десятилетий.

Лариса Вениаминовна Куминова выступила в секции учителей технологии, музыки, изо, музыкальных руководителей и воспитателей изобразительной деятельности. Тема её доклада "Сущность музыки в контексте педагогических взглядов Жан Жака Руссо"

Выдающийся представитель эпохи Просвещения, философ и писатель, Жан-Жак Руссо был одним из величайших педагогов всех времен и народов. Цель воспитания по Руссо - сделать воспитанника человеком, воспитать в нем, прежде всего, черты, нужные любому человеку. «Жить - вот ремесло, которому я хочу учить его. Выходя из моих рук, он не будет... ни судьей, ни солдатом, ни священником: он будет, прежде всего, человеком».

Ж. Ж. Руссо одним из первых в истории философии заметил: только музыка может, выражая невидимое и невыразимое, влиять на наши чувства, воображение и переживания, затрагивать тончайшие струны духовного бытия человека. В эстетике Ж. Ж. Руссо проблема музыки занимает одно их центральных мест, наряду с проблемой литературы и драматургии. Язык в свою очередь полностью подчиняется нравам, интересам и ментальности нации, следовательно, музыка становится образно-смысловой моделью национальной самобытности, национального быта и сознания народа.

Ж.-Ж. Руссо не только раскрыл сущность музыки, но и разработал стройную программу формирования личности, которая явилась в дальнейшем источником развития демократической педагогики.