Сегодня состоялись II Городские педагогические чтения. Они проводились в соответствии с планом работы Управления образования. Местом проведения II Городских педагогических чтений стала МБОУ СОШ №4.
Наше дошкольное учреждение представляли три педагога: Евгения Алексеевна Ющенко (воспитатель), Ольга Владимировна Рожкова (педагог-психолог) и Лариса Вениаминовна Куминова (музыкальный руководитель).
Евгения Алексеевна Ющенко выступила в секции воспитателей ДОУ. Тема её доклада "Гуманистическая направленность педагогической концепции Жан Жака Руссо в современном контексте воспитания"
Определяющим принципом гуманистической направленности системы воспитания Руссо является принцип свободного и естественного воспитания. В центре концепции Руссо – личность ребенка. Для него природа ребенка священна и уникальна, а воспитатель должен стремиться к тому, чтобы ребенок сохранял как можно дольше свой неповторимый, природный вид. Великий гуманист выступал за превращение воспитания в активный, исполненный оптимизма процесс, когда ребенок живет в радости, самостоятельно осязая, слушая, наблюдая мир, духовно обогащаясь, удовлетворяя жажду познания.
Составной частью педагогической
концепции Руссо является практико-ориентированная дидактическая система обучения, цель которой –
обеспечить активное познавательное начало личности ребенка. В современных
педагогических теориях по данному вопросу высказываются взгляды, близкие к
позиции Ж.-Ж. Руссо. Роль педагога состоит в организации условий для
индивидуальной самостоятельной деятельности воспитанника. Тем самым Руссо
близко подошел к понятию проблемно-поискового обучения и явился одним из
представителей эпохи Просвещения, который предвосхитил идеи деятельностного
подхода в педагогике.
Значительную роль в воспитании Руссо
отводил личности педагога, акцентируя внимание на установлении демократического
стиля общения, на гуманизации отношений между педагогом и ребенком, построенном
на взаимном доверии, уважении, диалоге. Это положение составляет основу
современной парадигмы воспитания.
Педагогическое наследие Руссо
представляет значительный вклад в развитие гуманистической педагогической
мысли, а его «свободное и естественное воспитание» определяет
стержневую сущность
гуманистической направленности педагогической концепции и предвосхищает ведущие
тенденции развития мировой педагогики и
современных теорий воспитания.
Ольга Владимировна Рожкова выступила в секции педагогов-психологов. Тема её доклада " Психолого-педагогические аспекты в системе М.Монтессори"
Уже
более ста лет существует педагогическая система, отвечающая основным
требованиям сегодняшнего дня – это педагогическая система Марии Монтессори. Феномен
педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в
ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на развивающегося
человека.
Основная идея системы
Марии Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив
его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим
потребностям ребенка. Система Монтессори предлагает свой целостный и логичный
путь воспитания, который коротко можно передать одной емкой фразой:
"Свободная работа ребенка в специально подготовленной среде". Теория
Марии Монтессори построена на идее детского впитывающего сознания. С самого
рождения ребёнок, как губка, вбирает в себя всё, что видит вокруг. Ребёнок
строит себя сам, а задача взрослых - снабжать его "стройматериалами".
Главный принцип Монтессори-групп – «помоги мне сделать это
самому», т.е. инициатива к любому действию должна исходить от ребенка, а
учитель только помогает и направляет малыша. Вывод, сделанный Марией
Монтессори, актуален и по сей день: "Чтобы воспитывать ребенка, - надо его
знать, чтобы его знать, - надо за ним наблюдать, а чтобы за ним наблюдать, -
надо дать ему свободу".
Вера
в ребенка – краеугольный камень педагогики М. Монтессори, наиболее полное
выражение ее гуманистических устремлений. Она сумела разработать до мельчайших
нюансов метод, обеспечивающий максимальное развитие детской активности. Именно
этим, прежде всего и объясняется феномен жизненности педагогики М. Монтессори,
ее успех и популярность на протяжении многих десятилетий.
Лариса Вениаминовна Куминова выступила в секции учителей технологии, музыки, изо, музыкальных руководителей и воспитателей изобразительной деятельности. Тема её доклада "Сущность музыки в контексте педагогических взглядов Жан Жака Руссо"
Выдающийся
представитель эпохи Просвещения, философ и писатель, Жан-Жак Руссо был одним из
величайших педагогов всех времен и народов. Цель воспитания по Руссо - сделать
воспитанника человеком, воспитать в нем, прежде всего, черты, нужные любому
человеку. «Жить - вот ремесло, которому я хочу учить его. Выходя из моих рук,
он не будет... ни судьей, ни солдатом, ни священником: он будет, прежде всего,
человеком».
Ж. Ж. Руссо одним из первых в
истории философии заметил: только музыка может, выражая невидимое и
невыразимое, влиять на наши чувства, воображение и переживания, затрагивать
тончайшие струны духовного бытия человека. В эстетике Ж. Ж. Руссо проблема
музыки занимает одно их центральных мест, наряду с проблемой литературы и
драматургии. Язык в свою очередь полностью подчиняется нравам, интересам и
ментальности нации, следовательно, музыка становится образно-смысловой моделью
национальной самобытности, национального быта и сознания народа.
Ж.-Ж. Руссо не
только раскрыл сущность музыки, но и разработал стройную программу формирования
личности, которая явилась в дальнейшем
источником развития демократической педагогики.