Познавательно-исследовательская деятельность– форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию целостной картины мира.


Познание – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач: развитие познавательно-исследовательской деятельности; формирование сенсорных,  элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира; расширение кругозора детей; развитие интеллектуальных и личностных качеств.


Показатель – под показателем мы понимаем то, по чему можно судить о развитии и ходе деятельности или чего-либо. Показатели имеют наименование, обозначение и значение. В зависимости от способа представления их делят на количественные и качественные. Количественный показатель – это численная размерная или безразмерная величина, качественный – словесное описание меры проявления рассматриваемого свойства.

Поступок – сознательное действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом.


Потребность – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности, организующее и направляющее познавательные процессы, воображение и поведение; переживаемая человеком нужда в чем-то, недостаток чего-либо, неудовлетворенность чем-то.

Предметно – развивающая среда— система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Преемственность– объективная необходимая связь: 1) между новым и старым в процессе развития, когда новое возникает на основе старого: отрицая старое, сохраняет в себе его некоторые, целесообразные  элементы; 2) между компонентами, этапами, стадиями одной системы с осуществлением последовательного перехода от одного к другому, базирующаяся на сохранении, обогащении общих традиций и позитивного опыта, а также на их систематическом качественном обновлении с учетом изменений, происходящих внутри и вне системы.

Принципы – основное, исходное положение теории, учения, науки, убеждение в чем-то, знания о том, как строить процесс.


Программа – нормативно-управленческий документ, отражающий план и содержание деятельности конкретного педагога, учреждения, объединения и целого региона. Другое значение – краткое изложение содержания учебного материала, творческая разработка по какому-либо педагогическому, учебно-творческому, репродуктивному виду деятельности как самого педагога (учреждения, объединения и т.п.), так и детей.

Продуктивные виды детской деятельности - рисование, лепка, аппликация, конструирование и создание разного рода поделок, макетов из различных материалов.

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования– нормативный документ, разработку которого на основе федеральных государственных образовательных требований  осуществляет уполномоченный федеральный государственный орган. Определяет обязательную (инвариантную) часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которая должна быть реализована в любом учреждении (группе) дошкольного образования, имеющем государственную аккредитацию. Представляет собой базис содержания дошкольного образования и обеспечивает достижение воспитанникамипсихологической и физической  готовности к школе.


Присмотр – создание в образовательных учреждениях (дошкольных образовательных группах), реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, комплекса условий для охраны жизни и здоровья детей, безопасности их пребывания, обеспечение неотложной медицинской помощи в экстренных случаях.


Продуктивная деятельность–форма активности ребенка, в результате которой создается некий материальный или идеальный продукт (в отличие от процессуальной деятельности, в частности игровой). Может быть: 1) репродуктивной (например, рисование предмета так, как ранее научили); 2) по образцу (например, складывание конструктора по образцу); 3) творческой (например, рисунок на свободную тему, сочинение сказки, складывание конструктора по собственному замыслу и др.). Присутствует  в таких образовательных областях, как познание,труд, физическая культура,художественное творчество.


Психологическая готовность к школе– необходимый и достаточный уровень психического (личностного, интеллектуального) развития ребенка для успешного освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования.


«Развитие» - процесс тесно взаимосвязанных количественных и качественных изменений интеллектуальных, личностных и физических характеристик ребенка дошкольного возраста; неотъемлемый компонент и целевой ориентир процесса образования детей дошкольного возраста. Необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов; 2) процесс качественной смены норм мышления и деятельности, переход от одних, менее совершенных социокультурных форм, к другим, более совершенным.

Результат деятельности учреждения – совокупный итог, объективное изменение ситуации в обществе и образовании, в качествах и свойствах личности, в среде, в динамике собственного развития, сопряженные с целью деятельности учреждения; это степень удовлетворенности участников совместной деятельности (детей, родителей, сотрудников и др.). 


Рефлексия – это форма деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов, осознание того, каким воспринимают субъекта познания другие люди. Обращение назад, отражение; анализ собственных действий и состояний; осознание себя в собственной деятельности.


Риск – ситуативнаяхарактеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха.

Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком  деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная  на решение задач, связанных с интересами  других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.). Самостоятельная деятельность детей – свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком  деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.


Сензитивный (сенситивный) (лат. sensus – чувство) – 1) чувствительный; 2) наиболее благоприятный этап для развития определенных функций, освоения каких-либо видов деятельности.

Сертификация  наличие санитарно-эпидемиологического заключения (сертификата), который подтверждает безопасность материалов и оборудования.

Содержание дошкольного образования – совокупность интегральных компонентов (направлений развития ребенка) и образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие, обучение и воспитание детей от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Является одним из факторов экономического и социального прогресса общества, ориентировано на обеспечение развития личности ребенка, создание условий для его самореализации, развитие общества в целом, укрепление и совершенствование правового государства.


Совместная деятельность взрослого и детей – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач  на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской  (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками. Различают: непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей; совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в  ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;

совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода. Совместная деятельность взрослых и детей - деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач  на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской  позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками.

Среда (предметная) – система предметных среднасыщенных играми, игрушками, пособиями, материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей (по С. Л. Новоселовой).

Социализация – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач: личностное развитие; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, чувства принадлежности к мировому сообществу; приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; развитие интеллектуальных и личностных качеств.

Субъект – сознательно действующее существо, самосознание которого – это осознание себя как существа, осознающего мир и изменяющего его, как действующего лица в процессе деятельности – практической и теоретической,  (С.Л. Рубинштейн).

Сюжетная игра – выполнение условных действий связанных с обозначением и реализацией условной ролевой позиции и подчиняющее себе предметно-игровые действия, смысл которых определяется ролью, непосредственно выполняемой или присваиваемой игрушке-персонажу. Различается ролевая и режиссерская сюжетные игры.

Творчество – один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречия или решения творческой задачи. Для творчества необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности). Результаты творчества обладают новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью, а также прогрессивностью.


Творческая активность – стремление человека к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем, проявление познавательных интересов.


Творческое воображение – это такой вид умственной деятельности, который направлен на образование новых структур, идей, проектов, на основе сочетания или рекомбинации известных элементов.


Труд – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач: формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников; воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, трудолюбия; развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств.


Уход– проведение комплекса санитарно-гигиенических и оздоровительных процедур, организация питания детей в образовательных учреждениях (дошкольных образовательных группах), реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.