Качество
– 1) системное образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной
общеобразовательной программы дошкольного образования, являющееся
показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом плане и
способствующее самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных
возрасту; 2) интегральная единица измерения результатов освоения основной
общеобразовательной программы дошкольного образования.
Качество образования – социальная категория, определяющая состояние и
результативность процесса образования в обществе, его состояние потребностям и
ожиданиям общества, отдельных социальных групп в развитии и формировании
жизненных, профессиональных, гражданских компетенций личности. Качество
образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные
аспекты образовательной деятельности учреждения: содержание образования, формы
и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав и т.д.,
которые обеспечивают образование детей.
Качество результата деятельности учреждения – соответствие итога цели деятельности учреждения,
сформированной на основе его специфики, типа, вида, профиля, образовательных
и социальных потребностей населения, потенциала учреждения,
государственных нормативов.
Коммуникация
– область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено
на решение следующих задач: развитие активной речи детей в различных видах
деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами русской речи;
развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие интеллектуальных и
личностных качеств.
Компетенция - способность
применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в
определенной области.
Комплексно-тематическое – соединение образовательных областей в единое
целое на основе принципа тематического планирования образовательного
процесса. (Комплекс – от лат.complexus – связь, сочетание – совокупность, соединение. Тематическое –
посвященное какой-нибудь одной теме. Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю
Шведова).
В основу реализации комплексно-тематического
принципа построения Программы положен примерный календарь праздников, который
обеспечивает:
- «проживание» ребенком содержания дошкольного
образования во всех видах детской деятельности;
- социально-личностную ориентированность и
мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения
праздников;
- поддержание эмоционально-положительного
настроя ребенка в течение всего периода освоения Программы, так как праздник –
это всегда событие (день памяти; счастливый, радостный день, напоминающий о
произошедшем или устраиваемый по какому-либо поводу);
- технологичность работы педагогов по реализации
Программы (годовой ритм: подготовка к празднику – проведение праздника,
подготовка к следующему празднику – проведение следующего праздника и т.д.);
- разнообразие форм подготовки и
проведения праздников;
- возможность реализации принципа построения
программы «по спирали», или от простого к сложному (основная часть
праздников повторяется в следующем возрастном подпериоде дошкольного детства,
при этом возрастает мера участия детей и сложность задач, решаемых каждым
ребенком при подготовке и проведении праздников);
- выполнение функции сплочения общественного и
семейного дошкольного образования (органичное включение в праздники и
подготовку к ним родителей воспитанников).
Концепция – замысел преобразования
(и/или средств и организационных форм его реализации), проработанной и
оформленной с применением модифицируемой системы подходов, категорий, понятий,
онтологических картин, системы ценностных ориентаций и принципов.
Кругозор
– область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено
на решение следующих задач: формирование адекватных представлений ребенка о
себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; формирование целостной
картины мира; развитие интеллектуальных и личностных качеств.
Концепция –
определенный способ понимания, трактования какого-либо положения, явления,
процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их
систематического освещения.
Линия развития» – см. «основные направление развития ребенка»
Личность – 1) индивид как субъект социальных
отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в
общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной
деятельности и общении.
Личностный смысл – индивидуализированное отражение
действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается
ее деятельность, осознаваемое как
"значение-для-меня” усваиваемых субъектом безличных знаний о мире,
включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные
нормы, роли, ценности и идеалы.
Личностный подход –
последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности,
сознательному ответственному субъекту собственного развития и субъекту
воспитательного взаимодействия.
Модуль – совокупность частей учебной
дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную
логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам
воспитания, обучения.
Метод – в самом общем значении
способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.
Моделирование
– один из теоретических
методов научного познания; воспроизведение характеристик некоторого объекта на
другом объекте, специально созданном для его изучения. Этот второй объект
называется моделью.
Мониторинг – постоянное наблюдение за нормированной деятельностью объектов
инспектирования; сбор, системный учет, обработка и анализ, хранение, обновление
и накопление информации для формирования необходимых решений по объекту
инспектирования.
Мониторинг образовательный – процесс непрерывного научно-прогностического
слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях
оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения.
(А.С.Белкин)
Мониторинг образовательный мы можем
рассматривать как метод исследования педагогического процесса в рамках
контрольно-диагностической функции. (К.Ю. Белая).
Мониторинг
качества образования – систематическая и
регулярная процедура сбора данных по важнейшим образовательным аспектам на
национальном, региональном и местном уровнях (Шишова С.Е., Кальней В.А.)
Мотив – (от лат. movers – приводить в
движение, толкать) – побуждающая к деятельности потребность в таком изменении
конкретных объектов и связей объективной реальности, которое приведет ее в
соответствие с идеальным образом потребного состояния; устойчивые внутренние
побуждения к освоению новых знаний и умений, определяющие позитивное отношение
к учебе, ее предметную направленность и успешность. Проявляются в трех формах: а) учебный интерес; б) познавательный
интерес; в) осознанная
заинтересованность лица в освоении знаний и умений, от наличия которых прямым
образом зависит его благополучие. Мотив –
(от лат. movere – приводить в движение, толкать) – 1) побуждения к
деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность
внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих
ее направленность; 2) побуждающий и определяющий выбор направленности
деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она
осуществляется; 3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков
личности.
«Музыка»
-
область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено
на решение следующих задач:
-
развитие музыкально-ритмической
деятельности;
-
приобщение к музыкальному искусству;
-
развитие интеллектуальных и личностных качеств.
Направленность
личности – совокупность
устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности.
Непрерывное образование – связь, согласованность и
перспективность всех компонентов системы образования (целей, задач, содержания,
средств, форм, организации) на каждой ступени и уровне образования для
обеспечения преемственности в развитии ребенка.
Новшество – это процесс
введения новизны, новых обычаев, порядков. В свою очередь новизну отмечают как
состояние всего нового (В. Даль).
Нормативно-знаковый материал - материал
языковых и числовых знаков, вводящий детей в новую форму репрезентации мира.
Это разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними,
алфавитные таблицы и т.п.
Образовательная область – структурно-смысловая единица
содержания дошкольного образования, определяющая адекватные дошкольному
возрасту сферы образовательной деятельности детей. Совокупность дисциплин, курсов, модулей
учебного плана основной общеобразовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний
и умений, формирование компетентностей и социального опыта в разных видах
человеческой деятельности.
Образовательные программы – программы , направленные на решение задач
формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создание
основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных
программ. Сюда входят программы дошкольного образования, начального общего
образования, основного общего образования, среднего (полного) общего
образования – документы государственного образца, характеризующие содержания
образования и направленные на достижение определенных государством
образовательных уровней.
Образовательная программа ДОУ –
документ, охватывающий все основные моменты жизнедеятельности детей (а не
только обучение) с учетом приоритетности видам детской деятельности в каждом
возрастном периоде; это модель образовательного процесса.
Образовательный процесс – целенаправленный и организованный процесс
получения знаний, умений, навыков в соответствии с целями и задачами
образования, развития личности.
Образовательная среда – совокупность образовательного процесса,
особенностей его организации, а также его программно-методического,
учебно-материального, материально-технического,
психолого-педагогического, медико-социального обеспечения (в том числе
предметно-развивающей среды, ТСО, медицинского сопровождения, питания).
Образно-символический материал— так называемые "наглядные
пособия", репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг
представлений ребенка, способствующие поиску сходства и различия,
классификационных признаков, установлению временных последовательностей,
пространственных отношений.
Образовательный процесс – целенаправленный процесс
разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учетом их
индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и
формах дошкольного образования, в том числе и семейного, в соответствии
с федеральными государственными образовательными требованиями.
«Обучение» - процесс
передачи и усвоения знаний, умений и навыков в различных видах деятельности,
направленный на развитие ребенка дошкольного возраста; неотъемлемый компонент
процесса образования детей дошкольного возраста.
Общение ребенка– коммуникативная активность ребенка, проявляющаяся
в вербальной и невербальной форме. Невербальное общение осуществляется
паралингвистическими средствами (мимикой, жестами и др.). Вербальное общение
проявляется в установлении контактов речевым способом. Различают общение
ребенка со взрослым и с другими детьми.
Объект профессиональной
деятельности
– системы, предметы, явления, процессы,
на которые направлено воздействие.
Объекты для исследования в
реальном действии (экспериментирования и упорядочивания) —широкий диапазон материалов, от
специально созданных для развития ребенка до естественных природных и
культурных объектов.
Операция интеллектуальная– термин,
предложенный Ж. Пиаже для обозначения действий, перешедших на внутренний план и
ставших обратимыми за счет координации с другими умственными действиями. Когда
действия переходят из внешней формы во внутреннюю, они оказываются доступными
для перестраивания и обращений.
Основная общеобразовательная программа
дошкольного образования – программа, разрабатываемая, утверждаемая и
реализуемая в дошкольном образовательном учреждении (группе) на основе примерной
основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В структуре
основной общеобразовательной программы дошкольного образования различают две
части: 1) обязательную (инвариантную), разработка которой обеспечивается
уполномоченным федеральным государственным органом; 2) вариативную, формируемую
участниками образовательного процесса.
Основные направления развития ребенка
– интегральные компоненты содержания дошкольного образования:
социально-личностное, познавательно-речевое, физическое,
художественно-эстетическое развитие.