Аксиология – (греч. ценность и учение ) 1) филос. Учение о ценностях и об оценках в этике, которые исследуют, в частности, смысл человеческой жизни. 2) педаг. Новое понятие, заимствованное из философии – учение о природе человеческих ценностей: о смысле жизни, о конечной цели и оправдании человеческой деятельности.

     «Активность ребенка»- инициативное участие воспитанника в образовательном процессе.

Амплификация – (лат. amplification – увеличение, расширение, распространение, усиление) – максимальное использование возможностей каждого возраста для полноценного психического развития ребенка в отличие от форсированного, сверхраннего обучения. В основе теории амплификации лежат выводы А. В. Запорожца о том, что отдельные психические функции развиваются не самостоятельно и автономно, а во взаимосвязи, как свойства целостной личности ребенка. Они являются результатом усвоения общественно-исторического опыта в процессе собственной деятельности ребенка и его общения с окружающими. Оптимальные педагогические условия предполагают необходимость широкого развертывания и обогащения содержания специфических детских форм деятельности: предметно-манипулятивной, игровой, а также общения детей друг с другом и со взрослыми (по А. В. Запорожцу).

Аффилиация – проявления потребности человека в общении, в эмоциональных контактах.

 «Базис содержания дошкольного образования» -  необходимое и достаточное содержание дошкольного образования, обеспечивающее достижение ребенком психологической и физической готовности к школе. Должен быть  реализован во всех вариативных моделях и формах дошкольного образования.

Безопасность – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности; формирования основ экологического сознания (безопасности окружающего мира); формирование интеллектуальных и личностных качеств

Вариативная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования» – это часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса дополнительно к инвариантной,  и отражающая: 1) видовое разнообразие учреждений (групп), наличие приоритетных направлений деятельности; 2) специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

«Ведущая деятельность» -  деятельность ребенка, внутри которой рождаются новые виды деятельности, развиваются высшие психические функции и в результате которой возникают личностные новообразования. Ведущая деятельность дошкольного возраста – игра.

Вид профессиональной деятельности  – методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования.

Взаимодействие – взаимосвязь действий, взаимосвязь деятельностей и взаимосвязь функционально-ролевых и личностных позиций (по Л. Н. Перелыгиной)

Возрастная адекватность – один из главных критериев выбора педагогами форм образовательной работы и видов детской деятельности, ведущей из которых является игра.

Воспитание – создание условий для развития личности ребенка, освоения им социального опыта, культуры, ценностей, норм и правил общества; неотъемлемый компонент процесса образования детей дошкольного возраста.

Воспитанник – ребенок дошкольного возраста, участвующий в образовательном процессе

  «Готовность к школе» - необходимый и достаточный  уровень психического (личностного, интеллектуального) и физического развития ребенка для успешного освоения  основных общеобразовательных программ начального общего образования.

Гендерное воспитание - это формирование социальных ролей для мужчины и женщины, это целенаправленный, организованный и управляемый процесс формирования социокультурных механизмов конструирования мужских и женских ролей, поведения, деятельности и психологических характеристик личности, предложенных обществом своим гражданам в зависимости от их биологического пола.

Критериями сформированности гендерной культуры можно считать качества, которые характерны для мужчин (смелость, благородство, трудолюбие, совершенствование физической силы, умение преодолеть трудности, придти на помощь и др.) и для женщин (доброта, женственность, уступчивость, умение прощать, заботиться о слабых, больных, пожилых и т. д.).

Гуманность – обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в актах содействия, соучастия, помощи.


Деловая игра – педагогический метод моделирования различных реальных и нереальных жизненных ситуаций в целях обучения и развития студентов, т. е. в целях ознакомления и выбора ими способов жизнедеятельности и принятия решений, направленных на самоопределение и самовоспитание личности.


Детство – этап развития человека, предшествующий взрослости; характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций.

Детская игра — вид непродуктивной деятельности ребенка, где основной мотив находится непосредственно в процессе самой деятельности. В соответствии с их специфическими характеристиками выделяются два основных вида игры – сюжетная и игра с правилами.

Деятельность – организационная результативная целенаправленная активность. Категория деятельности определяет базовый уровень социального взаимодействия Соответственно оценка его эффективности включает в себя оценку эффективности деятельности в качестве ключевой составляющей. Деятельность – философская, социологическая, психологическая, педагогическая категория: явление, изучаемое всеми гуманитарными науками; взаимодействие человека и группы, в процессе которого человек сознательно и целенаправленно изменяет мир и самого себя. Деятельность осуществляется по схеме «субъект – объект», причем в качестве субъекта может выступать личность или группа, а в качестве объекта – предмет (тогда это предметная деятельность) или другие субъекты (тогда это общение). По своей сущности деятельность – высшая, свойственная только человеку или группе форма активности. Психологическая динамическая структура деятельности субъекта: потребность - мотив -интерес – цель – объект – способы – действия – результат.


Деятельность педагогическая – процесс управления и организации деятельностью воспитанников или коллектива, направленный на воспитание и развитие детей. Осуществляется через целеполагание и содержание деятельности педагога. Компоненты педагогической деятельности (по Н.В.Кузьминой): конструктивный; гностический; коммуникативный; организаторский; прикладной.


Дошкольное образование – целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, обеспечивающий полноценный и своевременный переход воспитанников на следующий уровень системы непрерывного образования Российской Федерации.

 «Дошкольное образование» -  целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, обеспечивающий полноценный и своевременный переход воспитанников на следующий уровень системы непрерывного образования Российской Федерации.


Задача – предполагаемый локализованный результат педагогической деятельности, включающий в себя: требования (цель), условия – известное и искомое (неизвестное), формирующееся в вопросе. Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности.


Здоровье– область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач: сохранение и укрепление здоровья детей; воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, развитие физических, личностных и интеллектуальных качеств.


Зона ближайшего развития– расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно (актуальный уровень развития) и под руководством взрослого (Л.С. Выготский).


Игровая деятельность– форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы его осуществления, и характеризующаяся  принятием ребенком условной (в отличие от его реальной жизненной) позиции.


Игра сюжетно-ролевая – вид игровой деятельности, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, ведущая деятельность детей дошкольного возраста. В ней воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.


Игра с правилами – тип детской игры, характеризующийся наличием состязательных отношений, критериев установления выигрыша, неизменной повторяемостью, цикличностью завершаемого процесса деятельности. Для детей дошкольного возраста выделяются следующие культурные формы: игры на физическую или умственную компетенцию и шансовые (на удачу).


Игра дидактическая – специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями.

Игрушка— предмет, используемый или специально изготовленный для игры, средство игры, ее объект. Классифицируются как в соответствии с сюжетообразующей функцией: атрибуты, обозначающие игровую роль (или фигурки-персонажи), предметы оперирования (обозначающие события-действия персонажа), маркеры пространства (обозначающие игровое пространство), так и с мерой условности (реалистические, прототипические и условные).

Инвариантная (базисная) часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования–обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которая должна быть реализована в любом  учреждении дошкольного образования (или группе), имеющем государственную аккредитацию. Представляет собой базис дошкольного образования и обеспечивает полноценный и своевременный переход воспитанников на следующий уровень системы непрерывного образования Российской Федерации.

           Интеграция - объединение в единое целое отдельных частей


Интеграция содержания дошкольного образования – состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.


Инновация (innovation - нововведение) – нововведение: внедрение новых идей, технологий и др. в педагогическую отрасль. Термин «инновация» наиболее широко распространен в менеджменте. В принципе любое нововведение (пока оно еще не получило массового, то есть серийного, распространения) можно считать инновацией.